Меню

"Размышление у парадного подъезда "ТАНАР" или сможет ли методика "Сонатал" предотвратить аутизм?

За последнее время в клинике, у разных специалистов, стали появляться не совсем обычные дети, которые имеют затруднение в общении, разговоре, коммуникации. Это дети аутисты. Дети, которых раньше никогда не было, или встречались крайне редко. Сейчас их становится все больше не только в городе или стране, но и в мире.
Если в 1995 году это было 1 на 5000 жителей, то уже в 2017 году - 1 из 50 детей – аутист.  По данным системы здравоохранения США каждый 50-ый школьник имеет это заболевание.

Вопрос: «В чем причина заболевания?» -  остается без ответа. Ими могут быть это экология, инфекция, травма, поздняя беременность и роды, генетические нарушения и т.д. Главное, что в процессе развития ребенка происходит внутриутробное нарушение структуры мозга. Нарушение связей между зонами коры, клетки которых участвуют в распознавании выражения лиц, осознании себя и т.д. («Медицинская газета №23 от 19.06.2019 –«Деменция в утробе»).  

Попытки лечить данное заболевание не увенчались успехом.   Ученые же ищут способы максимально раннего предсказания развития аутизма (МГ №23). А может быть стоит искать не предсказания заболевания (т.к. лечение не дает результатов),  а его предупреждение, или недопущение?

Более 20 лет назад в городе Набережные Челны получила большое распространение методика дородовой педагогики «Сонатал» (автор М.Л.Лазарев). Более 30 тысяч беременных женщин прошли занятия по этой методике дородового воспитания ребенка еще во внутриутробный период, и родилось столько же здоровых детей. Защищена кандидатская диссертация на эту тему (Т.В. Кашаева к.м.н.), где доказано влияние методики на развитие ребенка, как внутриутробно, так и после рождения.  Дети раньше и быстрее развиваются, раньше начинают ходить, говорить, у них лучше развиты коммуникативные функции, значительно  больше детей с музыкальными способностями и т.д.   То есть у этих детей лучше других развиты именно те функции, которые пострадали у детей аутистов в процессе беременности.

В чем секрет? Музыкальные занятия, именно живая музыка (и пение мамы) и песни, специально написанные автором методики (М.Л.Лазаревым) отдельно для каждого триместра (именно для каждого триместра) беременности стимулируют или доразвивают  все структуры мозга, которые могли бы пострадать, не будь этих занятий.
Очень ценно, что методика «Сонатал» включает не одно или два занятия, а целую серию встреч (8-10) беременной женщины с ее еще не родившимся ребенком и специалистов в детской поликлинике (сонатологи). И поскольку, по предварительным данным, среди детей, чьи мамы прошли «Сонатал»,  не замечено аутистов, то, возможно, стоит об этом задуматься серьезнее.

Размышляя об этом, заместитель главного врача СК «ТАНАР» Зотов А.Н. решил позвонить автору методики «Сонатал» действительному члену Академии педагогических и социальных наук, доктору медицинских наук, профессору Международной академии наук и искусств Михаилу Львовичу Лазареву. И, что очень приятно, услышал поддержку: «Челны вновь  что-то новое  придумали! А ведь мысль интересная…»
А может быть, это и есть решение проблемы - доразвить  структуры мозга, восстановить нарушенные связи между зонами коры еще в период беременности, предупреждая такое заболевание как аутизм? 

Но!!! Для этого нужно возродить в поликлиниках, женских консультациях методику «Сонатал», как это было 15-20 лет назад. Может быть, это верное решение и цель ближе, чем кажется?

Время работы